Петр Ушанов (petrushanov.blog) wrote,

Categories:
  • Music:

Якутия - Гранитные города Улахан-Сис

До середины 2016 года про это место никто не знал. Точнее, знали немногочисленные местные жители, которые, традиционно, не придавали особого значения всему этому. Останцовый массив Улахан-Сис стал настоящим открытием сначала в России, а потом и за её пределами, когда Сергей Карпухин показал первые фотографии этого места всему миру. В марте 2019 года мы вдвоём с Сергеем отправились туда, чтобы привезти красивые зимние кадры. Что из этого получилось, смотрите ниже.

1. Сергей неоднократно рассказывал, как непросто ему дался первый поход в гранитные города. И хотя это был уже не второй и даже не третий поход в те края для Сергея, непросто далась и наша зимняя экспедиция. Началось всё уже в аэропорту Якутска, когда на ленте выдачи багажа мы не обнаружили баул Сергея. Понимаете, мы же не на море ехали (хотя перед отъездом слышали многочисленные «приятного отпуска!»), где можно обойтись без второго комплекта кроссовок и любимой зелёной футболки. Тут как-то надо было выживать в условиях Арктики. Зимой. С непредсказуемыми погодными условиями. Все панорамы кликабельны.
Якутия

2. Багаж быстро нашёлся, он по непонятным причинам застрял в Москве, но счастья это знание не прибавляло. На следующее утро нам надо было вылетать внутренним рейсом в Белую Гору, а Аэрофлот в тот день даже не совершал рейс в Якутск. Перенос внутреннего вылета тоже не был возможен, ибо самолёт летает всего 2 раза в неделю, да и следующий за нашим рейс попадал на 8 марта. Праздник для всех, в том числе и пилотов.
Якутия, кисиляхи, останцовый массив, гранитные города Улахан-Сис

3. В таких случаях особенно нравятся успокоения сотрудников аэропорта: «Да вы не волнуйтесь, мы доставим ваш багаж, куда скажете…» Да, так и хочется им GPS-координаты выдать. Ну а что им ещё говорить, с другой стороны.
Как известно, в любой ситуации главное не паниковать. Позвонили якутскому товарищу Михаилу Местникову, он пригласил в гости. Напоил чаем, одел Сергея. Благо у Михаила есть вся необходимая снаряга – сам активно путешествует по своему региону. Даже штативом снабдил.

4. На следующее утро мы с Сергеем пошли регистрироваться на рейс в Белую Гору. Пошли, ибо гостиница была прямо в аэропорту. Тут жесткие проверки багажа и ручной клади на перевес – всего можно провести 20 кг. Это на всё. На всё – это на ручную кладь и багаж вместе. Да-да, мы в зимнюю экспедицию. И у нас полно фототехники. Но это не было сюрпризом, поэтому мы подготовились.
Якутия, кисиляхи, останцовый массив, гранитные города Улахан-Сис

5. Уже когда нам выписали посадочные, нам вручили по букету цветов. 8 марта на носу. Просили передать в Белую Гору. «Не переживайте, вас там найдут. Им и отдадите букет.» Хм, интересно. Ну ладно.

6. До Белой Горы почти 3 часа лёта на Ан-24. Внизу проплывали бесконечные горы хребта Черского. Скорее даже горной страны. Сложно было выделить какую-то одну цепь. После нехитрого самолётного обеда я задрых под монотонный гул двигателей. Старые просиженные сидения самолёта оказались очень удобными. Не один десяток тысяч пассажиров придавал им правильную анатомическую форму.

7. В Белой Горе мы как-то быстро зашли на посадку. В аэропорту нас уже встречал Лёха. Это человек, которому мы полностью доверились. Дальше успех нашей экспедиции зависел целиком и полностью от него. Ну и от воли каких-то внешних неподконтрольных никому из нас сил.
Якутия, кисиляхи, останцовый массив, гранитные города Улахан-Сис

8. А что же с букетом? Ничего. Меня никто не встретил. Мы заселились в квартиру в деревянном двухэтажном двухподъездном доме, пришли в себя, поехали к Лёхе на ужин. Вдруг у Лёхи зазвонил телефон. «Да, тут. Да, хорошо. Приезжайте. Да.» Нашёлся владелец букета. Я не знаю как. Нам же сказали, что нас найдут – нас нашли. После вкусного ужина Сергей взял ещё несколько вещей у Лёхи взамен не приехавшего багажа. Договорились стартовать «утром».

9. Тут стоит сделать отступление. Дело в том, что там, в Якутии, время течёт иначе. Здесь не принято говорить о точном времени, если только мы не говорим о жизненно важных вещах. Например, о прилёте самолёта. Или о созвоне по спутниковому телефону, который обычно выключен. Поэтому «мы стартуем завтра утром». Как говорится, будьте готовы и не опаздывайте)

10. Утром мы погрузились в буханку и отправились на север по льду Индигирки. Где-то там была охотничья база Лёхи, где у него были снегоходы. И где нас ждал Гриша. В этой поездке с нами был внезапный и очень приятный спутник. Учительница русского языка местной школы, которая приехала из города Учалы, что в Республике Башкортостан. Что-то вроде земского учителя. Несколько выходных по случаю 8 марта позволили ей на небольшое время присоединиться к нашей экспедиции.
Якутия, кисиляхи, останцовый массив, гранитные города Улахан-Сис

11. Но вернёмся к базе. Да, она была на берегу Индигирки. Лёша ушёл куда-то в тайгу, через некоторое время послышался характерный рёв мотора «Барана» и через некоторое время приехали Лёша и Гриша. Впереди был путь до промежуточной базы, а дальше к новой базе, построенной специально по случаю нашего приезда под горой, на которой были Они.

12. К новой базе мы подъезжали к самому закату. Они уже были видны. Они освещались последними красными лучами солнца на фоне облаков. Они были прекрасны. Но что-то нехорошее было в этом красном свете. Мы разместились в тёплом домике, познакомились с Григорием и дядей Вовой, отведали чира, запеченного в печи. О таком комфорте мы с Сергеем даже не мечтали. Стемнело. Завели генератор. Светло было не только в домике, но и снаружи, где висело 2 лампочки. В свети этих ламп было видно, что дым из трубы уходил на юг, а в воздухе выкристаллизовывались снежинки. «Погода портится, солнца не будет дня 3-4.» За спиной стоял дядя Вова и вглядывался в звёзды. Григорий уехал на основную базу.

13. Хотя засыпали мы в тепле, проснулись, как это обычно бывает с такими жилищами, в холоде. Печка-то давно погасла. Светало. Было пасмурно. С неба вяло падали снежинки. Что ж, дядя Вова был прав. По крайней мере пока. Но впереди было много дел. Надо было как-то найти дорогу наверх. Это была не самая простая задача. Снега было мало, и он плохо закрывал камни, которыми всё было усыпано. А снегоходы плохо ездят по камням. Да ещё и вверх. А Они тем временем были как на ладони. По крайней мере первые группы.
Якутия, кисиляхи, останцовый массив, гранитные города Улахан-Сис

14. Сначала наверх поехали все вместе. Но уехали недалеко. Застряли. Дальше дорога показалась плохой. Вернулись. Поехали другой дорогой. Но и там было плохо. В итоге дальше дорогу пробивали Лёха, Гриша, дядя Вова и Сергей. До темноты надо было доехать до верха и поставить там палатку с печкой. И всё же, как потом оказалось, самый первый путь оказался правильным. Просто не надо было останавливаться на первом препятствии. Уже в темноте я видел, как с горы спускаются огни «Буранов».

15. На следующий день мы все наконец-то добрались до Них. Я вроде бы видел много фотографий Сергея. Я вроде бы много видел всяких космических ландшафтов. Но я был не готов. Не готов в том смысле, что увиденное меня поразило на столько, что я вылез из саней снегохода на подъезде к месту нашего скромного лагеря и просто смотрел на открывшийся ландшафт. Снегоход уехал вперёд к палатке, которую и видно то ещё не было (она была спрятана в укромном месте), вокруг никого не было. Только ветер да снег, а впереди мощные гранитные исполины. Тут даже какой-то просвет в облаках был. И я даже сделал свой первый кадр и свою первую панораму. Вы их уже видели в начале поста.

16. Дальше всё было, как предсказал дядя Вова. Пасмурные дни продолжались. Но у меня была какая-то уверенность, что наш час настанет. И останцы покажут себя во всей красе. Надо просто ждать.
Якутия, кисиляхи, останцовый массив, гранитные города Улахан-Сис

17. Тем временем праздники закончились, и наша спутница покинула нас. Она поехала в Белую Гору с Григорием. Благодаря ей пасмурные дни проходили не так тоскливо. Обсудили школьную программу по литературе. Обсудили нововведения Русского языка и вообще его развитие. Обсудили влияние Золотой Орды на Русский язык и вообще на нашу культуру. Вечером смотрели какие-то фильмы на ноутбуке. Готовили борщ на печи из замороженных овощей и сохатины. Но всё равно больше всего было рыбы в разных её вариантах.

18. В ночь перед отъездом нашей спутницы мы увидели звёзды. А в час ночи было сияние. Слабое. Где-то на горизонте. Но сияние. Хороший признак.

19. Следующий день мы с Сергеем провели наверху. Причём решили, что мы будем там ночевать. Поснимали закат. Поели сала. Поговорили обо всём понемногу. Раз в час вылезали из палатки в туалет, а заодно проверить сияние. И оно случилось. Не сильное, но уже что-то. Конечно же мы снимали.
Якутия, кисиляхи, останцовый массив, гранитные города Улахан-Сис

20. На морозе в палатке отлично спалось. Где-то в 7 утра я проснулся и вылез наружу, пошел за камни. А там… Там открывалось совершенно фантастическое зрелище: снизу наползал розовый от восходящего солнца туман. Бегом за камерой, нахрен штатив, надо успеть. В то утром я снял всего одну панораму. Дальше был созвон по спутниковому телефону с базой под горой. Попросили забрать нас до вечера и накормить чем-то горячим и вкусным.
Якутия, кисиляхи, останцовый массив, гранитные города Улахан-Сис, северное сияние

21. Во второй половине дня снова поехали наверх. Сразу решили ехать к дальним останцам. Низкое золотистое солнце. Невероятные композиции из каменных исполинов. Сергей не даром назвал их гранитными городами. Потом был симпатичный зимний закат. А потом мы снова остались ночевать наверху. Но сидеть в палатке пришлось недолго…

22. Затопили печь. У нас были скромные запасы еды. В том числе несколько кусков мяса оленя на кости. Приготовленные, но давно замёрзшие. Один кусок оказался особо костлявым. Откуда-то из позвоночника. Я предложил покормить огонь. Но огонь не принял кусок. Ну просто он вылетел из печи с такой же скоростью, с какой мы его туда отправили. Я на всякий случай пошёл посмотреть, что там снаружи. А снаружи начиналось светопредставление. Каменные декорации аккуратно подсвечивались молодым месяцем. Ветер утих. А на небе начинала кружить Аврора. Да, мы наконец-то дождались того, за чем приехали. Мы схватили камеры со штативами и пошли снимать.

23. Очень быстро мы разбрелись на небольшой территории. Ночь. Друг друга не видно. В какой-то момент я почувствовал страшный дискомфорт. Будто кто-то следил за мной. В одном месте, где скала на переднем плане напоминала огромную голову, пришлось прямо заставлять себя стоять и ждать длинную выдержку. Вот же бред! Вокруг никого! Где-то ходит Сергей. Иногда я даже видел его мерцающий фонарик. Но почему так неуютно?

24. Останцовые массивы называются «кисиляхи» или «кигиляхи», от якутского слова «киhилээх» - «имеющие человека». Считается, что это каменные люди. Долгое время подниматься в подобные массивы разрешалось лишь шаманам. Да и сейчас путник сталкивается с множеством трудностей на своём пути, в чём мы и убедились. Возможно, это и было объяснением всему вышеописанному. А может быть так хотелось думать, глядя по сторонам.

25. Сколько мы снимали сияние? Не знаю, но в какой-то момент, далеко за полночь, мы с Сергеем одновременно пришли к палатке. Уставшие, но довольные. Аврора не ушла. Она ещё танцевала то там, то тут. Но не надо жадничать.

26. Утром мы прощались с останцами. Впереди была долгая дорога домой. Хотя на этом съёмки не заканчивались. Во-первых, нас ждали заснеженные лиственницы, которые мы нашли по дороге к новой базе ещё в начале экспедиции. А во-вторых, очень хотелось сделать пару портретов дяди Вовы, у которого нашлась и парадно-выходная одежда, и удивительной красоты курительная трубка.
Якутия, кисиляхи, останцовый массив, гранитные города Улахан-Сис

27. Во время обеда на основной базе на обратном пути дядя Вова, который всю поездку был довольно молчалив, вдруг стал рассказывать о других местах Якутии, в которых побывал. И про другие останцовые ландшафты, которые ещё ждут своих фото-первооткрывателей, и про снежного человека, следы которого дядя Вова периодически видел во время долгих странствий по тайге и тундре. Дядя Вова – охотник-одиночка. Где-то в тайге у него изба. В посёлок, по рассказам Лёхи, он выбирается пару раз в год. А нам просто повезло, что дядя Вова приехал.
Якутия

28. Уже когда мы ехали на буханке по Индигирке в Белую Гору нас обогнал дядя Вова на снегоходе. Он быстро исчез вдали. А потом мы видели его след, уходящий куда-то в сторону. Такие удивительные люди встречаются порой в местах, где, кажется, вообще никто не живёт.

29. Впереди новые экспедиции в Якутию. Надеюсь, я из них так же привезу интересные истории и достойные кадры. Спасибо всем тем, кто помогал нам в этой экспедиции!

30.
Якутия

Запрещается использование фотографий без письменного разрешения!

Мой сайт, Instagram, Facebook
Tags: Арктика, Республика Саха (Якутия), виды сверху, горы, полет, природа, путешествие
Subscribe

• Post a new comment

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded