Петр Ушанов (petrushanov.blog) wrote,

Category:
  • Music:

Кижи - Осенние туманы и северное сияние

Я давно хотел побывать в Кижах, но последние много лет там шла реставрация Преображенской церкви. Поэтому я ждал... и ждал... и ждал... И вот, наконец-то, сняли все строительные леса, свежая древесина обветрилась и потемнела, можно ехать. Конечно же кроме самого острова-музея интересно было посмотреть окрестные деревни и урочища. В этом году я побывал в Заонежье два раза: в августе и в конце сентября. Причём, если первую поездку я запланировал ещё в начале года, то идея второй родилась во время первой. С неё и начнём.

1. Когда я ехал из Петрозаводска в сторону Великой Губы, то обратил внимание на большое количество воды в лесу, где в августе было сухо. "Так у нас тут 2 недели шли дожди, ветер сильный был, - рассказывает водитель. - Вчера только солнце выглянуло". Прогноз на все дни моей короткой поездки был хороший. Что же, посмотрим, что будет. Ещё одним интересным наблюдением было то, что  вдоль трассы "Кола" берёзки и осинки были более жёлтыми и красными, чем в районе Великой Губы.
Русский север, Республика Карелия, Онежское озеро, Кижи

2. Вечером в первый день я ничего не снимал, а вот на утро запланировал поездку в Кижи. Катер пришёл в 5 утра. В свете его фар был виден туман у пристани. "В Великой туманище стоит - вообще! Хорошо, я не стал GPS-треки стирать, вообще не видно, куда идти. Сейчас хоть светать начало", - встретил нас Володя, капитан катера, с которым я много ездил в августе. Со мной ещё был Сергей, у которого я снимал дом. Ему было интересно посмотреть, как я снимаю.

3. По дороге к острову-музею тумана особо не было. А вот на северной части Кижей туман лежал. Запаса по времени было много, до восхода было ещё минут 40, поэтому мы решили пройти вдоль острова до погоста и посмотреть, что там. Но там, ожидаемо, тумана не было. Его там почти никогда нет. Было немного на самом юге острова, где стоит часовня Архангела Михаила из Леликозера (первый кадр в посте). Володя предположил, что туман должен быть с другой стороны острова, где деревня Ямка. Туда и поехали. Володя был прав. Ямка на предыдущем и этом кадрах. На холме - Нарьиной горе - стоит часовня Спаса Нерукотворного Образа из Вигова.

4. Пока шли к Ямке, увидели собаку в воде. До берега далеко, решили помочь. Когда мы подошли ближе, поняли, что это не собака, а огромный кабан, который громко фыркал и сверкал клыками. Кабан явно направлялся на Кижи, пришлось прогнать его на другой остров. После Ямки снова вернулись на западную часть острова к деревне Васильево, где на берегу стоит часовня Успения Пресвятой Богородицы. Эта часовня, как и погост, стоит на своём историческом месте. Вдали видна часовня на Нарьиной горе, которую мы видели из деревни Ямка.
Русский север, Республика Карелия, Онежское озеро, Кижи

5. Вот эта часовня отдельно. Невероятный был в то утро туман, на который я даже не рассчитывал.

6. Но как показало следующее утро, такой сильный туман был только в первый день после двухнедельных ливней. Следующее утро я провёл на острове (все мои пребывания на острове вне рабочих часов музея, а так же полёты на дроне были согласованы с администрацией музея-заповедника). С Нарьиной горы открывается хороший вид на юг на Кижский погост.

7. На севере видна часовня Трёх Святителей, которую привезли из Ковгоры. Эта часовня интересна тем, что сначала её установили на южной стороне острова. С её колокольни был хороший вид на погост (можно поискать фотографии Гиппенрейтера). Но потом часовню перевезли на север острова, так как она отвлекала внимание от погоста.
Русский север, Республика Карелия, Онежское озеро, Кижи

8. На севере острова тумана было много...

9. На северной части острова стоят дома, перевезённые из Пудожского района.

10. Часовня Трёх Святителей крупным планом в вечернем свете.
Русский север, Республика Карелия, Онежское озеро, Кижи

11. Окна дома крестьянина Бутина из деревни Пялозеро. Как раз из Пудожского района. Дом Бутина - первый слева на панораме №9.

12. В центре на той же панораме стоит дом крестьянина Поташева из деревни Пяльма. Тут уже другие окна. Вообще, интересно поразглядывать детали, мимо которых часто проходишь, сконцентрировавшись на общем пейзаже.

13. Когда я собирал чемоданы перед поездкой, решил на всякий случай глянуть прогноз на северное сияние. Ещё в августе я подумал, что было бы круто снять погост на фоне Авроры. Но местные говорили, что это сложно: сияние - нечастый гость в Заонежье, да и погода часто пасмурная. Так вот, прогноз говорил, что будет очень сильная вспышка на солнце, а погоду при этом обещали ясную.
Русский север, Республика Карелия, Онежское озеро, северное сияние над Кижским погостом

14. На остров мы шли под луной. "Я тебя смогу забрать часов до 12 - до часу. Потом луна сядет и будет очень темно, опасно по озеру идти, - сказал мне перед Володя, перед тем как я высадился на остров в 20:30". Я планировал быть на острове до утра, так как никто не знал, когда всё произойдёт, да и произойдёт ли вообще. Иду по острову с фонариком, на встречу мне ещё фонарик: "Стой! Кто идёт?" Сотрудники Росгвардии явно не ожидали встретить посетителей в такой поздний час. "А что, сегодня будет сияние? А где? Во сколько?" - засыпали они вопросами после проверки всех документов. Самому бы знать ответы на эти вопросы)

15. Сияние началось буквально сразу, как я встал на нужную мне точку. А вот длилось оно совсем недолго. Яркие сполохи длились всего полчаса. А вот просто зелёная дуга висела почти до утра. Знать бы, можно было в 10 вечера уже возвращаться.

Вот так прошли съёмки на острове Кижи в сентябре. Августовские фотографии и фотографии из других уголков Заонежья я покажу отдельно.

Большое спасибо музею-заповеднику Кижи за согласование съёмок!

Запрещается использование фотографий без письменного разрешения!

Мой сайт, Instagram, Facebook
Tags: Заонежье, Кижи, Республика Карелия, Русский Север, виды сверху, летаетснимает, путешествие, рассвет, туман
Subscribe

Recent Posts from This Journal

• Post a new comment

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded