Через 8 дней, 30 августа, исполнится 150 лет со дня открытия архипелага Земля Франца-Иосифа. В мае этого года мне удалось побывать на самом западном острове архипелага - Земле Александры.
1. В марте этого года меня пригласили поучаствовать в весенней экспедиции Русского географического общества на архипелаг Земля Франца-Иосифа. План был полететь туда в апреле на несколько дней для учёта рождаемости белых медведей. Но есть планы, а есть погодные условия, которые не всегда дают планам исполниться. В Арктике это особенно часто случается. Добраться до удалённого архипелага в зимнее время (а в апреле там ещё зима во всю) можно или на ледоколе, или на самолёте. Регулярных рейсов туда нет, но на острове Земля Александры есть военная база, куда летают военные борта. Проблема была в том, что в прогнозах погоды не было видно... ничего хорошего. Да и сотрудники национального парка "Русская Арктика", которые были на своей базе на острове, говорили, что уже которую неделю не прекращается пурга.
Новая Земля, острова в губе Обседья
2. Экспедиция переносилась несколько раз, пока в первой половине мая погода не стала улучшаться, и наш перелёт на ЗФИ (так обычно любители Русской Арктики называют архипелаг) поставили в план. В итоге 15 мая мы вылетели в Мурманск, откуда перебрались в Североморск. На следующий день мы должны были лететь на север.
- На завтра вылет вам не дают.
- А что такое?
- Сильный боковой ветер на Нагурском. Послезавтра скорее всего.
Стоит ли говорить, что в Мурманск мы летели без обратного билета, потому что никто не знал, когда мы вернёмся с архипелага. Правда, все надеялись, что экспедиция не затянется.
Новая Земля, губа Долгая (вверху, большая часть покрыта льдом), остров Рудакова (слева посередине в край фотографии)
3. Ну ладно, появилось время ознакомиться с музеями закрытого города, среди которых я бы отдельно отметил очень крутой музей авиации Северного флота. Утром следующего дня нам подтвердили вылет.
- Не подскажете, где наш самолёт?
- На Рогачёво? Прямо и налево. Там УРАЛы рядом с ним, увидите. Белый.
- Не, мы на Нагурское.
- Сначала на Рогачёво, там дозаправитесь и полетите дальше. И просьба. Не доставайте камеры на аэродроме.
Перелёт через Рогачёво означал увеличение времени дороги, но... появилась надежда снять что-то интересное сверху над Новой Землёй. Так и вышло. После этого кадра с глорией я уже понял, что не зря присоединился к экспедиции.
Новая Земля, губа Тройная, остров Никольского (в середине), мыс Резникова (над самолётом)
4. В Североморске в момент вылета было +15, накануне вообще было за +20. В Рогачёво были бодрящие +2 с сильным пронизывающим ветром, дувшим вдоль полосы. Вокруг лежал снег. На Нагурском был почти штиль, но -15. Самолёт, Ан-26, всю дорогу летел как утюг. Только на обратном пути уже на снижении в Североморске немного потрясло. Всё остальное время, если не смотреть в иллюминаторы, могло показаться, что мы стоим на месте.
5. Погода на ЗФИ зимой непредсказуемая. Нет, не так. Погода на ЗФИ зимой предсказуемая: пасмурная и ветреная, а в этом году ещё и очень снежная. Снимать пейзажи в такую погоду очень сложно. Бывает, как в первый день нашей экспедиции, когда наступает белая тьма (whiteout). Это когда небо, снег, лёд одного цвета. Ты не видишь рельеф. Ты не видишь горизонт. Ты вообще ничего не видишь. Хочется протереть глаза, но это не помогает. В какой-то момент голову начинает глючить, так как она не очень понимает ориентацию в пространстве. Потом она начинает болеть. Гусеничный вездеход, на котором мы отправились на разведку (подходящее время выбрали, да?) в таком пейзаже смотрится как на циклораме. Или как наклейка на белом листе бумаги.
6. На второй день начало пробиваться солнце. Те, кто на ЗФИ живут уже не первый месяц, сказали, что "кажется, сегодня будет второй солнечный день с начала апреля". Так и получилось. И вот тут уже стало интересно и местами красивенько. Одни учёные поехали на Двойной мыс, другие куда-то на север. Хм, в чей вездеход сесть мне? Первые интереснее описывали локацию, поэтому я поехал с ними. И не пожалел. В бухте Северной было несколько айсбергов, вмёрзших в морской лёд. Пока учёные работали, я попросил водителя вездехода покататься по окрестностям.
7. Земля Александры - не самый интересный остров с пейзажной точки зрения. Здесь нет высоких гор, исторических зданий или ещё чего-то такого. Но всё равно было интересно погулять "на краю географии". Ну как погулять... В теории вокруг медведи, которых очень сложно заметить зимой. На практике, мы не увидили ни одного медведя за всё время экспедиции.
8. Я писал в самом начале, что план был считать новорожденных мишек. От этого отказались, как только стало понятно, что в апреле мы никуда не полетим. В итоге медвежологов в экспедиции заменили сейсмологи и гляциологи. Остались только фотогрфы. Нам-то всегда прикольно) Хотя я тоже рассчитывал на портреты медведей. Ну да ладно, в этом году они ещё будут... А вот вмёрзшие айсберги - это точно фишка только этой экспедиции.
9. - Поехали ещё вон к тому айсбергу?
- Тебе не надоели айсберги? Поехали я тебя к леднику свожу
- Поехали...
10. - Жалко сейчас в пещеру не попасть...
- Какую пещеру?
- Видишь вон там провал? Это был вход в большую красивую ледяную пещеру. Но пару лет назад вход обвалился. Я пробовал пару раз, но там не пройти.
Ледник Кропоткина
11. Тем временем на небе становилось всё больше и больше облаков. Завтра был запланирован вылет в Североморск. Дальше погода портилась и можно было зависнуть тут на долго...
Бухта Северная, мыс Двойной
12. Вот так вот удачно мы слетали на Землю Александры, попав в единственный солнечный день за пару месяцев.
Большое спасибо Русскому географическому обществу за эту экспедицию! Большое спасибо национальному парку "Русская Арктика" за гостеприимство на своей басе "Омега"!
Запрещается использование фотографий без письменного разрешения!
Мой сайт, Instagram, Facebook