Еще в конце прошлого года возникло
1. 21 февраля этого года, 3 часа ночи. Мы с Катериной и dyomkin сидим в Airbus 320 авиакомпании Ямал. Через 3 часа мы должны оказаться в Салехарде, где нас должен встретить вездеход Трэкол, на котором мы поедем искать оленеводов на полярном Урале. Почему искать? Оленеводы постоянно кочуют. Маршрут их каслания (кочевья) примерно известен, но вот, где они в данный момент, неизвестно.
2. 7 часов потребовалось на то, чтобы добраться до оленеводов на вездеходе из аэропорта. При этом мы приехали сначала на стоянку, которую они покинули буквально пару дней назад.
3. Стоянка оленеводов, в нашем случае это были коми - это несколько чумов (в нашем случае 5) и множество нарт с утварью, едой и шкурами. В один из этих чумов поселились и мы. Кликабельно.
4. Чум ставится вокруг печи. Основа чума - около 40 чум-палок, на которые натягивается 3 слоя оленьих шкур. На один слой уходит окло 50 оленей. Оленеводы утверждают, что две женщины ставят чум за полчаса. Зимой перед установкой чума необходимо выкопать углубление в снегу, куда и будет ставиться чум. "Пол" чума состоит снега, досок, листов железа и шкур - всё, найденное ненцами, идет в дело. Кликабельно.
5. И хотя оленеводы коми живут на полярном Урале, где нет дорог, а обычные люди бывают редко, это не значит, что они не бывают в цивилизации. Оленеводы периодически выбираются в ближайшие сёла, чтобы сдать шкуры и рога оленей, купить хлеб, сгущенку, горчицу, картошку, лук, чай, топливо для снегоходов. Деньги у коми не особо распространены - они больше привыкли к натуральному обмену. При этом все измеряется оленями. Например, я узнал, что вся моя фототехника, которая была со мной, стоит около 30 оленей. Это, на самом деле, мало. Кликабельно.
6. У главного оленевода в поселении есть спутниковый телефон. Он нужен, чтобы можно было вызвать сан-авиацию. Хотя коми предпочитают обходиться без нее, и, если надо, отвозить в больницу друг друга на снегоходах. Дети оленеводов учатся в специальных интернатах, где им рассказывают про малые народы России, историю их народа, учат выживать в лесу и тундре, ставить чумы и делать нарты. На праздники и лето детей развозят по поселениям на вертолетах. Кстати, в средней семье коми где-то 14-16 детей.
7. А вот так выглядит чум внутри. Наш гостеприимный оленевод Семён накрывает стол. У всех коми русские имена. Но говорят они между собой на своём языке. Русский знают более-менее хорошо. Днем в чуме тепло, так как постоянно топится печь (у тундряных оленеводов, правда, говорят, печь топится не все время, ибо мало дров). А вот ночью температура опускается ниже нуля. К утру температура на улице и внутри чума отличаются несильно.
8. Коми ставят чумы под горой. Там не дует ветер и растут лиственницы (а это и дрова, и материал для нарт). А вот стадо оленей пасется на горе, где мало снега (сдувает ветром) и олени могут докопаться до ягеля. По дороге на гору мы пару раз застряли на снегоходе (снега местами по пояс). К счастью, в живописных местах :) Кликабельно.
9.
10. У наших оленеводов, по их словам, было маленькое стадо - всего около 800 голов. "Нормально" стадо - это 3-5 тысяч голов. Обратите внимание на пояс Семёна - он передается из поколения в поколение.
11. Семён с младшим братом.
12. А вот и стадо целиком. Удивительно, но рядом со стадом никто круглосуточно не дежурит.
13.
14. У оленеводов существует разделение обязанностей. Например, Семён делает нарты. Говорит, что за неделю можно сделать хорошие нарты, которые можно продать за пару оленей. Кто-то занимается охотой на лис, песцов и зайцев, кто-то готовит еду, кто-то следит за чумами, кто-то ездит к оленям.
15. Девочка Лиза.
16. А еще у оленеводов много собак. Они просто живут в лагере. На улице.
17. Мы были у оленеводов коми всего пару дней, но впечатлений как от большого двухнедельного путешествия. Мы обязательно вернемся. Кликабельно.
Запрещается использование фотографий без письменного разрешения!
Мой сайт, Instagram, Facebook