Петр Ушанов (petrushanov.blog) wrote,

Categories:
  • Music:

Дагестан - Впечатления от поездки

На майских праздниках мы с Ваней и Славой Тимошенко, вдохновленные поездками Димы, отправились в фото-экспедицию в Дагестан. Поездка прошла прекрасно: мы привезли хорошие фотографии, пообщались с разными людьми, познакомились с местными традициями... если бы еще не заболели все, но это уже мелочи )

1. Ребята поехали на машине из Москвы. Я же, как самый хитрый жук Мне же надо было несколько дней находиться на работе, поэтому я догнал экспедицию самолетом в Грозном - (A) на карте. Оттуда мы поехали в Гуниб (B), далее через трассу "Кавказ" в Кубачи (C). Стоит отметить, что между Гунибом и Кубачами есть горная дорога, но мы решили, что через трассу быстрее. Из Кубачей мы заехали на денёк в Дербент (D), откуда поехали на самый юг к границе с Азербайджаном: сначала в село Цахур (E), потом в самое высокогорное поселение Европы и самый южный населенный пункт России Куруш (F). Из Куруша мы доехали до Махачкалы (G), где я сел на самолет до Москвы, а ребята, закупив коньяка, отправились домой через Грозный.

2. Гуниб. Мы въехали в село вечером, за окном накрапывал дождь. Мы планировали встретиться с Муртузали, но он уехал в Кубачи с другими путешественниками. Тем не менее он организовал нам проживание. Оставалось решить только вопрос с питанием. Мы поехали на центральную площадь села, которая внезапно оказалась большой, и поискать там какое-нибудь кафе. Но... все уже закрылось. Заходим в магазин на углу площади, оглядываем прилавки, но ничего интересного для себя не находим. На запасной вариант у нас были запасы еды и горелка, но что-то не хотелось возиться. Увидев наше смущение продавщица спросила: "Что ищете, молодые люди?" - "Нам бы поесть..." - "Поесть... проблем нет. Сейчас позвоню Патимат, она придет приготовит вам что-нибудь.". Мы несколько удивились. В этот же момент в дверях появился муж продавщицы, который слышал наш разговор. Он предлагал зайти к нему на чай, да и остаться на ночь. Но мы решили, что это была не лучшая идея, тем более тут пришла хозяйка кафе напротив, которой звонила продавщица.
Патимат повела нас в кафе "Уют" - небольшое заведение на несколько столиков. "Вам чего приготовить? У меня есть фарш... Могу сделать фрикадельки, суп из овощей...". "Да, давайте всё это", - перебили мы хозяйку. Через полчаса нам принесли огромную кастрюлю вкуснейшего супа. Так мы решили вопрос с питанием в Гунибе - просто все время приходили в кафе "Уют" предварительно позвонив хозяйке.
Лично меня больше интересовал не Гуниб, меня интересовал Гамсутль - заброшенное село на вершине горы недалеко от Гуниба. Ну как недалеко - с одной стороны, его можно снять на 800мм прямо из Гуниба. С другой - ехать до него на машине около часа, а потом еще карабкаться в гору. "То едете-то вы правильно, - сказала бабушка в деревне у подножья горы. - Туда вверх вам, там дорога через лес пойдет, за час дойдете". Где бабушке час, там офисному планктону нам два часа. Так оно и получилось.
Гамсутль - именно он на фотографии ниже - классный. Когда мы поднялись наверх, дождь, накрапывавший всю дорогу, прекратился, но небо было в тучах. Мы простояли там где-то полтора часа. За это время солнце показалось секунд на 10.
Дагестан, Гамсутль

3. Кубачи. Это, пожалуй, самая известная точка нашего маршрута (не считая Дербента). Еще с советских времен село известно своими мастерами по серебру.
Мы поехали в Кубачи через трассу "Кавказ", периодически останавливаясь пофотографировать. На одной из таких остановок к нам подъехала черная "Волга" с местными номерами, только что проехавшая мимо нас. "Добрый день! Приветствую вас на дагестанской земле! - сказал водитель. - Может вам чем-то помочь надо? Всё хорошо? А то стоите тут...". Что-то я не припомню такого в других поездках.
В Кубачах нас встретил Абдусалам Куртаев, брат главы села. Абдусалам тепло принял нас у себя дома, много рассказывал про историю села, про то, что раньше кубачинцы занимались оружием и делали кольчуги, а на серебряные промыслы перешли в начале 20 века. Про то, что Кубачи делятся на верхние и на нижние, и что даже Ислам они приняли в разное время - с разницей в 7 лет. Про то, что в советские времена здесь работал огромный комбинат, перерабатывавший тонну серебра в месяц, а сейчас комбинат простаивает. Про то, что сейчас кубачинцы предпочитают работать дома, и про то, что мы это все увидим. Про то, что в селе сохранилась старая оборонительная башня, с которой открывается отличный вид, про то, что в селе часты туманы и он всегда молится, чтобы во время приезда гостей туманов не было. Мы же в свою очередь сказали, что туманы нам нужны. Решено было, что коньяк нас спасёт, и, если даже тумана не будет, то мы выпьем за его появление, и он обязательно появится. Так, кстати, и было.
Это рассвет, снятый с башни во второе наше утро в Кубачах. Днем накануне тумана было гораздо больше, но об этом потом. Кликабельно.
Дагестан, село ремесленников Кубачи

4. Абдусалам устраивал нам экскурсии по селу. Мы посетили музей комбината, посмотрели, как работает семья Куртаевых, побывали у кузнеца, который делает клинки для сувенирного оружия, побывали у Гаджи-Али, который делает серебряные заготовки посуды. Вот тут Гаджи-Али делает форму для чайника.

5. Дербент. Не хочу никого обидеть, но Дербент мне показался самой скучной частью поездки. Большой город, много машин. Крепость сильно обновлена, а посмотреть на нее нормально можно только с воздуха. Удивил полнейший пофигизм местных жителей к воздушным съемкам. Хотя, может это и к лучшему )
Дагестан, Дербент, древняя крепость

6. Цахур. Расположенное в живописной долине реки Самур на высоте 1870м над уровнем моря, село Цахур стало в далеком 1075 году центром распространения Ислама на Кавказе. По приказу визиря государства Сельджуков тут открывается первое медресе.
В Цахуре нас встретил Вагиф Алиев, глава села. Точнее встретил он нас еще на погран-заставе в Ахты, где помог побыстрее оформить пропуск в погран-зону. Кстати о погран-заставах. Все действующие заставы, что я видел, абсолютно новые. Говорят, в них очень комфортные условия для службы. Вагиф поселил нас в доме своих родителей. Много рассказывал про предыдущие годы службы и текущую жизнь в селе. При нем в Цахуре появился водопровод, мобильная связь, была восстановлена школа, снесенная лавиной, установлена противолавинная пушка и скоро откроется пожарная часть. И это за 5 лет работы. Очень круто.
Дагестан, Цахур

7. Вагиф также устроил нам несколько экскурсий. Мы посетили медресе, в котором хранятся старинные книги на арабском. Мы проехали дальше по долине реки Самур в сторону границы с Азербайджаном пока нас не развернули пограничники. Зашли на чай к главе соседнего села.

8. Куруш. Как я уже писал, это самый южный населенный пункт России и самый высокогороный населенный пункт Европы. Высота - 2560м. В Дагестане есть 2 села с названием Куруш. Одно находится на границе с Азербайджаном в Докузпаринском районе, второе - в Хасавюртовском. Дело в том, что в 1952 году была предпринята попытка переселить людей с высокогорья пониже - так и появилось второе село - но уехали не все. Сейчас в селе проживает чуть более 800 человек.
Село сильно отличается от всех предыдущих: здесь нет растительности, поэтому топят исключительно кизяком, который сушится повсеместно, здесь вокруг горы, покрытые снегом, сюда ведет самая раздолбанная дорога, по которой нам приходилось ездить в эту экспедицию (20 километров более чем за час) и здесь почти не улыбаются дети.
Так как в Куруше дурацкая простуда или не менее дурацкий вирус догнал абсолютно всех, мы решили не ночевать в селе и поехали в Махачкалу.
Дагестан, Куруш, самое высокогорное поселение Европы

Что можно написать тут, в итогах. Дагестан очень разнообразен. Тут много интересных мест для съемки, тут много интересных людей, которые хотят рассказать о своей земле и показать ее. Кстати, в Дагестане проживает множество народов, которые говорят на своем языке и не понимают друг друга. Поэтому все между собой говорят на русском. Например, в Цахуре проживают цахуры, в Кубачах - кубачинцы, а в Гунибе - аварцы. И цахуры, и кубачинцы, и аварцы - это коренные народы Кавказа. Переезжая из села в село ты общаешься с новым народом. В Дагестане вас везде тепло встретят. Если у вас нет контактов местных, просто идите в первый попавшийся магазин или в администрацию села - вам помогут.

Запрещается использование фотографий без письменного разрешения!

Мой сайт, Instagram, Facebook
Tags: Кавказ, Республика Дагестан, виды сверху, горы, летаетснимает, полет, путешествие, рассвет
Subscribe

Recent Posts from This Journal

• Post a new comment

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded