Петр Ушанов (petrushanov.blog) wrote,

Categories:
  • Music:

Вологодская область - Поозёрье

Вологодское Поозёрье - удивительный регион Вологодской области, простирающийся от границы с Ленинградской областью на западе до Кубенского озера на востоке, от Онежского озера на севере до Рыбинского водохранилища на юге. Рельеф здесь преимущественно плоский с большим количеством озёр, речушек и болот. Удивительно, как природа тут резко отличается отвосточной части Вологодчины. В 2021 году мне довелось исследовать Поозёрье.

1. Первое знакомство с Поозёрьем у меня случилось в 2010 году, когда я приехал в Кириллов. Позже, возвращаясь из экспедиции по Русскому Северу мы заехали на Кубенское озеро, но тогда ничего не сняли. Первая же серьёзная съёмка была в 2016. Тогда на Кубене нам очень повезло.
Вологодская область, Вологодское Поозёрье, Кубенское озеро, Спасо-Каменный монастырь

2. Мы взяли катер и поехали к Спасо-Каменному монастырю на закате. А закат не подвёл. В нужное время по горизонту прошёл грозовой фронт, подаривший красивое небо.

3. В итоге весь вечер крутились вокруг монастыря, каждые пять минут снимая что-то новое.

4. Потом, в 2019, были две очень удачные поездки в Кириллов, когда я всерьёз задумался о съёмках на Вологодчине.

5. Так как я уже успел побывать в разных частях области, то сразу понял, что не стоит мешать города на Сухоне и монастыри запада Вологодчины в один проект. Да, это всё Русский Север, но уж слишком разная атмосфера, пейзаж и история.

6. В итоге решено было изучать Поозёрье...

7. В тоге в 2021 году я совершил 14 больших им аленьких поездок в Поозёрье. Иногда приезжал под прогноз погоды снять какое-то конкретное место, но было и несколько больших поездок по неделе и больше. Совсем рядом с Кирилловым, культурным центром Поозёрья, находится село Горицы, стоящее на берегу Шексны. Шексна полноводна и судоходна на всём своём протяжении.
Вологодская область, Вологодское Поозёрье, Шексна

8. Горицкому монастырю повезло куда меньше, чем Кирилло-Белозёрскому и Ферапонтову. Ремонт здесь продолжается последние цать лет, причём никто уже точно и не скажет, когда он начался. Помню, году в 2008, когда я только начинал снимать, мне в руки попал фотоальбом о монастырях Белозёрья. Там был и Горицкий монастырь. Так вот его внешний вид с тех пор ни сколько не изменился.
Вологодская область, Вологодское Поозёрье, Горицкий монастырь

9. В ноябре 21-го решил приехать на первые морозы в Горицы. Хотелось снять рассвет над монастырём, а на переднем плане воды Шексны. Ночной поезд до Вологды, такси. Темно ещё. Мы приехали на набережную. Я открываю дверь машины и... подозрительно тихо. Вообще ни звука. Воды Шексны хорошо слышны в ночной тишине издалека. Какого же было моё удивление, что река замёрзла за ночь. Причём местный рыбак подтвердил, что вечером льда ещё не было.
Вологодская область, Вологодское Поозёрье, ледостав на Шексне

10. Ну что ж, пришломь ехать ещё раз в декабре уже снимать по вечернему солнышку.
Вологодская область, Вологодское Поозёрье, Горицкий монастырь

11. ВВеденская церковь, что у Горицкого монастыря, на закате.

12. Летом мы много катались по Поозёрью изучая... внезапно озёра) Искали интересные места для осенних съёмок. Озеро Кюукозеро нам приглянулось. Подъезда к нему не нашли, в Поозёрье вообще с дорогами не очень, а про асфальт и подавно можно забыть, но куда-то можно было подлететь. Да и вообще, все эти озера сверху смотрятся гораздо интереснее, когда видишь их форму, острова, разные краски.
Вологодская область, Вологодское Поозёрье, озеро Кюукозеро

13. На севере Поозёрья есть такое Шимозеро. В августе мы поехали туда искать затерянную в лесу старую деревянную часовню, но об этом как-нибудь потом. Так вот чтобы попасть к часовне, надо было пересечь озеро на лодке, которую проще всего было спустить в протоке, соединяющей Шимозеро и Долгозеро. А в протоке той мы нашли... поля рдеста.
Вологодская область, Вологодское Поозёрье, рдест на озере Долгозере

14. Удивительно, что его тут было так много. Обычно он растёт небольшими кучками. А тут вся протока была в розовых цветах. В итоге мы чуть не опоздали на режим к часовне.

15. Шимозеро интересно тем, что это карстовое озеро. И примерно раз в 5-7 лет вода из него уходит в карстовую воронку. Совсем уходит. Вся.
Вологодская область, Вологодское Поозёрье, озеро Шимозеро и озеро Долгозеро

16. Как раз в этот вечер местные рыбаки показали мне кадры не то 18-го, не то 19-го года, где воды в озере нет, а рядом с воронкой на дней озера лежит деревянная лодка.
Вологодская область, Вологодское Поозёрье, озеро Долгозеро

17. Вон там вдали справа Шимозеро, а тут на переднем плане Долгозеро.
Вологодская область, Вологодское Поозёрье, озеро Шимозеро и озеро Долгозеро

18. Подземная река из Шимозера выходит в районе Сяргозера, но туда мы отправимся, когда я буду рассказывать о деревянном зодчестве Поозёрья.
Вологодская область, Вологодское Поозёрье, озеро Шимозеро

19. А пока поехали чуть дальше на восток, на Ундозеро и Качозеро. Изучая Поозёрье, мы много времени базировались в Борисово-Судском в усадьбе Хвалевское, где жили по приглашению хозяев. Ещё в августе мы пытались проехать старой короткой дорогой от Борисово-Судского до Ундозера, но... безрезультатно. Как потом оказалось, в ряоне Сяргозеро мы не смогли преоодолеть буквально 4 километра бездорожья, из-за чего пришлось делать огромный крюк в 100 или даже 150 км. Но как бы то ни было, на Ундозеро мы попали. И попали в самое красивое время.
Вологодская область, Вологодское Поозёрье, озеро Качозеро и озеро Ундозеро

20. Приехали поздно вечером, поэтому оценить красоту места я не мог. Только верил рассказам партнёра по проекту, который был здесь 2-3 недели назад. Поставили палатки, развели костёр. Я решил, что надо приготовить пасту карбонара (да-да, мне не лень в походных условиях). Поужинали, поставили будильник на рассвет и завалились спать. Утром просыпаюсь - пасмурно. Товарищ куда-то ушёл. Ну, думаю, не повезло, надо дальше спать. Но что-то мне не давало покоя и я решил выйти на берег, где был виден горизонт в сторону восхода... Вот там вдали Ундозеро, на переднем плане Качозеро. Не знаю, почему считается, что это два озера...

21. Свет был недолго, но нам много и не надо)
Вологодская область, Вологодское Поозёрье, озеро Качозеро

22. Островок на Качозере.

23. Когда-то на Ундозере был погост. Очередной островной монастырь, которых в Поозёрье было много...
Вологодская область, Вологодское Поозёрье, Ундозерский Погост

24. Похожий был на острове на Ворбозомском озере. Он относился к Кирилло-Белозёрскому монастырю, но был упразднён ещё Екатериной II. Сейчас от него остались лишь руины главного собора.
Вологодская область, Вологодское Поозёрье, озеро Ворбозомское, Ворбозомский погост

25. На остров мы не ездили.

26. Очень похожий погост был на острове на Лозко-Азатском озере (сейчас его, как и Ундозеро, тоже разделяют на два: озеро Лозкое и озеро Азатское).
Вологодская область, Вологодское Поозёрье, озеро Лозское, Лозский погост

Это далеко не все погосты Поозёрья, но цели снять все у нас и не было. Была цель показать красоту этого края.

Запрещается использование фотографий без письменного разрешения!

Мой сайт, Instagram, Facebook
Tags: Вологодская область, Вологодское Поозёрье, Русский Север, виды сверху, полет, путешествие, рассвет
Subscribe

• Post a new comment

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded